Сцепление
Трансмиссия / Сцепление

Общая информация

Сцепление
Сцепление

1 – коробка передач, 2 – шпилька с шаровым наконечником, 3 – промежуточный элемент, 4 – тарельчатая пружина, 5 – уплотнительное кольцо, 6 – уплотнительное кольцо входного вала коробки передач,
7 – направляющая втулка выжимного подшипника,
8 – пружина,
9 – рычаг выключения сцепления, 10 – самоконтрящийся болт, 11 – выжимной подшипник, 12 – болт, 20 Нм,
13 – рабочий цилиндр сцепления, 14 – толкатель,
15 – маховик,
16 – диск сцепления,
17 – нажимной диск,
18 – болт, 25 Нм

Предупреждение
Шаровой наконечник шпильки 2 смазывается смазкой на основе дисульфида молибдена.
Моменты затягивания шпильки 2: – в картер коробки передач из алюминиевого сплава 25 Нм, – в картер коробки передач из магниевого сплава 20 Нм. Выпуклая сторона пружины 4 должна быть направлена к направляющей втулке. При установке уплотнительного кольца 5 необходимо использовать новое уплотнительное кольцо.
Установка уплотнительного кольца 6 производится до упора. Пружина 8 крепится на рычаге выключения сцепления. Моменты затягивания самоконтрящегося болта 10 : – к картеру коробки передач из алюминиевого сплава 35 Нм, – к картеру коробки передач из магниевого сплава 25 Нм. Не промывайте выжимной подшипник 11 в растворителе, так как из него будет вымыта смазка.
Подшипник 11, издающий шум при вращении, необходимо заменить. На головку толкателя 14 наносится смазка на основе дисульфида молибдена. Если на автомобиле установлен маховик 15, состоящий из двух секций, то устанавливается диск сцепления 16 без пружин гасителя колебаний.

Если маховик 15 состоит из одной детали, то устанавливается диск сцепления 16 с
пружинами гасителя колебаний, причем пружины должны находиться со стороны нажимного диска.
Смажьте шлицы диска сцепления 16 тонким слоем смазки G000100. Слой смазки должен быть тонким и равномерным, так как в противном случае при работе сцепления
излишняя смазка будет отбрасываться на рабочие поверхности сцепления, что может
нарушить его работу.
Затягивание болтов 18 производите постепенно и равномерно в диагональной последовательности.

Гидравлический привод сцепления
Гидравлический привод сцепления

1 – пополнительный бачок тормозной системы,
2 – шланг,
3 – рабочий трубопровод сцепления, 4 – соединительная гайка, 15 Нм, 5 – кронштейн,
6 – педаль сцепления,
7 – болт, 20 Нм,
8 – ось,
9 – главный цилиндр сцепления, 10 – коробка передач,
11 – рабочий цилиндр сцепления, 12 – туцер прокачки.

13 – кронштейн коробки передач, 14 – болт, 25 Нм,
15 – гайка, 2 Нм,
16 – прокладка,
17 – прокладка

Предупреждение
При снятии рабочего цилиндра сцепления 11 не нажимайте педаль сцепления. Если в рабочем цилиндре сцепления установлено пластмассовое опорное кольцо, перед установкой смажьте наружную поверхность кольца. Нанесите на головку толкателя смазку на основе дисульфида молибдена. При сборке рабочего цилиндра сцепления вдавите поршень в цилиндр настолько, чтобы можно было завинтить крепежный болт. Штуцер прокачки 12 отвинчивается только при удалении воздуха из гидравлического
привода сцепления. При удалении воздуха из гидравлического привода сцепления исключите попадание тормозной жидкости на коробку передач. Сцепление расположено между двигателем и коробкой передач и предназначено для
разъединения и соединения коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки
передач. Сцепление является неотъемлемой частью трансмиссии для обеспечения удержания автомобиля относительно дороги при включенной передаче, плавного трогания автомобиля с места и переключения передач без шума и риска повреждения
деталей.
При включенном сцеплении, т. е. когда педаль сцепления находится в верхнем положении, тарельчатая пружина ведущей части сцепления перемещает нажимной диск
сцепления в сторону двигателя. При этом диск сцепления, снабженный фрикционными
накладками, зажат между нажимным диском и маховиком, и крутящий момент передается от двигателя на коробку передач. При нажатии педали сцепления упорный
подшипник сцепления перемещает нажимной диск назад. При этом освобождается диск
сцепления, после чего вал двигателя и вал коробки передач могут вращаться независимо друг от друга. На всех моделях устанавливается сухое однодисковое сцепление, которое состоит из
диска сцепления, нажимного диска, тарельчатой пружины, кожуха и нажимного подшипника.
Диск сцепления свободно перемещается на шлицах первичного вала коробки передач и
зажимается между маховиком и нажимным диском усилием, которое создает тарельчатая пружина. С двух сторон диска сцепления приклепаны фрикционные накладки. Ведущая часть диска сцепления соединяется со ступицей через детали гасителя крутильных колебаний, который обеспечивает упругую связь между ними.
Необходимость гасителя крутильных колебаний вызвана следующим. При резком изменении скорости движения автомобиля, наезде на неровности дороги,
резком включении сцепления, а также вследствие неравномерной работы двигателя в
трансмиссии автомобиля возникают динамические нагрузки, вызывающие закручивание
(раскручивание) валов трансмиссии. Неравномерность крутящего момента двигателя
может вызвать значительные перегрузки в трансмиссии вследствие возникновения крутильных колебаний и резонанса при совпадении частот, передающихся нагрузок с
частотами собственных колебаний трансмиссии. Упругие колебания трансмиссии приводят не только к возникновению шума в механизмах и агрегатах, но и к опасным
вибрациям, а иногда и к поломкам деталей, когда амплитуда колебаний достигает
большой величины. Энергию крутильных колебаний поглощает гаситель. Выжимной подшипник установлен с передней стороны коробки передач на направляющей
втулке. Перемещение подшипника производится рычагом выключения сцепления. Нажатие педали сцепления перемещает поршень в главном цилиндре и сжимает жидкость, которая по шлангу передается к рабочему цилиндру сцепления. Под давлением
поршень рабочего цилиндра сцепления перемещает ся и приводит в действие рычаг
выключения сцепления. Рычаг выключения сцепления перемещает выжимной подшипник,
который воздействует на пружину нажимного диска и отводит нажимной диск от диска
сцепления. Регулировка сцепления происходит автоматически. В зависимости от конструкции маховика, установленного на двигатель, используют ся
различные диски сцепления. Если установлен маховик, состоящий из двух секций с
пружиной и демпфирующей системой, то устанавливается диск сцепления без пружин
гасителя колебаний. Если на двигателе установлен маховик, состоящий из одной детали,
то устанавливается диск сцепления с пружинами гасителя колебаний (классический
диск сцепления).

Диск сцепления

Использование приспособлений при снятии и установке диска сцепления
Использование приспособлений при снятии и установке диска сцепления

3067 – приспособление для фиксации маховика от проворачивания 3176 – оправка для центрирования диска сцепления

Предупреждение
При работе сцепления, образуется пыль, которая содержит асбест, вредный для здоровья, поэтому при очистке сцепления не пользуйтесь сжатым воздухом и не вдыхайте пыль. Очистку деталей сцепления от пыли производите с использованием
тормозной жидкости или метилового спирта. После очистки деталей сцепления с использовани ем метилового спирта или тормозной жидкости протрите детали насухо.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снимите коробку передач. 2. Отметьте положение ведущего узла сцепления по отношению к маховику, используя
маркер или краску.
3. Используя специальный инструмент VW-3067 или отвертку, за зубья зубчатого венца
маховика заблокируйте маховик от проворачивания
4. Постепенно в диагональной последовательности ослабьте болты крепления ведущего узла сцепления, поворачивая каждый болт на половину оборота до тех пор,
пока не прекратится действие пружины и болты могут быть отвинчены вручную. 5. Снимите нажимной диск, при этом поддерживайте диск сцепления, чтобы он не упал.
6. Протрите маховик с использованием бензина. Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте состояние нажимного диска сцепления. Следы выработки на концах нажимной пружины должны быть не более 0,3 мм. 2. Проверьте надежность пружинного соединения между нажимным диском и корпусом
ведущей части сцепления. Не допускается наличие царапин и отсутствие или повреждение заклепок.
3. Проверьте нажимной диск на отсутствие трещин, пригара и износ поверхности. Используя стальную линейку и лезвие щупа, проверьте неплоскостность рабочей поверхности нажимного диска. Неплоскост ность нажимного диска не должна превышать 0,2 мм.
4. Проверьте состояние поверхности трения маховика на отсутствие трещин, пригара
и износ поверхности.
5. Проверьте состояние фрикционных накладок диска сцепления и при наличии на них
следов масла или механических повреждений замените диск сцепления. 6. Измерьте толщину накладок диска сцепления. Если их толщина менее допустимой
или если головки заклепок находятся близко к рабочей поверхности, замените их или
диск сцепления.
7. Проверьте торцевое биение диска сцепления, которое на расстоянии 2,5 мм от наружного диаметра должно составлять не более 0,8 мм.

8. Проверьте состояние выжимного подшипника, который должен вращаться легко, равномерно и бесшумно и в нем должен отсутствовать люфт. Рабочая поверхность подшипника, воздействующая на нажимную пружину должна быть гладкой, без трещин,
местной коррозии или выработки.

Неисправный выжимной подшипник можно определить, не снимая его с автомобиля, для чего необходимо на работающем двигателе нажать педаль сцепления. Если при
нажатии педали сцепления появляется дополнительный шум, значит, выжимной подшипник неисправен, и его необходимо заменить. Установка
Предупреждение
При установке нового диска сцепления или нажимного диска сцепления снимите с них
антикоррозионную защиту. При установке диска сцепления следите, чтобы на его фрикционные накладки даже в
незначительных количествах не попало масло. Поэтому перед установкой диска сцепления протрите сопрягаемую поверхность маховика и поверхность нажимного диска чистой ветошью, а диск сцепления устанавливайте чистыми руками.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Смажьте шлицы в ступице диска сцепления тонким слоем специальной смазки на
основе дисульфида молибдена. 2. Установите диск сцепления на маховике, при этом выступающая часть ступицы диска сцепления должна быть направлена наружу, то есть к коробке передач. 3. Установите ведущую часть сцепления на диск, одновременно устанавливая ее на
направляющие штифты. При повторной установке ранее снятого ведущего диска сцепления проверьте, что нанесенные перед снятием метки совмещены. 4. Затяните болты крепления ведущей части сцепления так, чтобы диск сцепления был
прижат, но в то же время мог еще передвигаться в стороны. 5. Используя специальную оправку или старый первичный вал коробки передач, отцентрируйте диск сцепления относительно маховика 6. Центрирование диска сцепления, по отношению к ведущей части сцепления, можно
произвести перед установкой ведущей части сцепления специальной оправкой 2174. 7. После центрирования диска сцепления постепенно и в диагональной последовательности затяните болты крепления ведущей части сцепления моментом 25 Нм.
8. Извлеките оправку из диска сцепления. 9. Смажьте шлицевую часть первичного вала коробки передач и направляющую втулку
выжимного подшипника тонким слоем специальной смазки на основе дисульфида молибдена.
10. Установите коробку передач.

Удаление воздуха из гидравлического привода сцепления

Предупреждение
Тормозная жидкость, используемая в гидравлической системе сцепления ядовита, поэтому при попадании ее на кожу необходимо немедленно промыть это место обильным количеством воды. Если жидкость попала в глаза или внутрь организма,
необходимо немедленно обратиться к врачу. Некоторые жидкости имеют свойство легко
воспламеняться и могут загореться даже от контакта с горячими узлами автомобиля.
Кроме того, жидкость, используемая в гидравлической системе сцепления, растворяет
краску и пластмассу, поэтому при попадании жидкости на лакокрасочное покрытие
автомобиля промойте его обильным количеством воды. Также эта жидкость гигроскопична, то есть поглощает влагу из воздуха и поэтому жидкость, хранящуюся
длительное время в открытой посуде, не рекомендуется использовать. Любая гидравлическая система работает нормально и надежно, если из гидравлической
жидкости в системе удален воздух. Предупреждение
Во время удаления воздуха добавляйте только чистую жидкость требуемого типа. Никогда не используйте повторно жидкость, которая вытекла из гидравлической системы сцепления.
Если в гидравлической системе случайно произошло смешивание жидкостей различных типов, удалите жидкость из гидравлической системы, промойте систему
чистой жидкостью требуемого типа и установите новые уплотнительные кольца. При постоянных утечках жидкости гидравлической системы или попадания в гидравлическую систему воздуха определите причину и место утечки и устраните повреждение.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. 2. Снимите нижний брызговик двигателя. 3. Проверьте, что соединения гидравличес кой трубки и шланга сцепления надежно
затянуты, а штуцер прокачки на задней части рабочего цилиндра сцепления завинчен.
Снимите пылезащитные колпачки со штуцеров прокачки рабочего цилиндра сцепления
и суппорта переднего тормоза и очистите все следы грязи около штуцеров. 4. Оденьте прозрачный шланг на штуцер прокачки суппорта переднего тормоза. 5. Заполните шланг тормозной жидкостью. Для этого нажмите педаль тормоза и отвинтите на половину оборота штуцер прокачки при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесните находящуюся в системе жидкость в прозрачный шланг. После того, как педаль достигнет крайнего переднего положения и вытекание
жидкости в шланг прекратится, завинтите штуцер прокачки до отказа. Повторяйте эти
операции до заполнения шланга тормозной жидкостью. Поддерживайте прозрачный шланг для того, чтобы из него не выливалась тормозная жидкость. 6. При выполнении этой операции не давайте уровню тормозной жидкости опускаться
ниже середины бачка.
7. Наденьте свободный второй конец прозрачного шланга на штуцер прокачки рабочего
цилиндра сцепления и откройте оба штуцера прокачки. 8. Нажмите педаль тормоза и, удерживая педаль нажатой, завинтите до упора штуцер
прокачки на суппорте тормоза. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока в пополнительном бачке тормозной системы перестанут появляться пузырьки воздуха.
При выполнении этой операции постоянно доливайте свежую тормозную жидкость. 9. Завинтите штуцеры прокачки до упора и снимите с них прозрачный шланг. 10. Протрите штуцеры прокачки и установите на них защитные колпачки. 11. Проверьте плавность хода педали сцепления. Если при нажатии педаль сцепления
перемещается с рывками, значит, в гидравлической системе сцепления присутствует
воздух. Если после повторного удаления воздуха педаль сцепления снова движется
неравномерно, значит, изношены уплотнительные кольца главного или рабочего цилиндра сцепления.
12. Установите нижний брызговик двигателя и опустите автомобиль.

Основные неисправности сцепления

НЕИСПРАВНОСТЬ
ПРИЧИНА
Педаль сцепления легко
нажимается или проваливается Низкий уровень жидкости в системе гидравлического привода сцепления Повреждение выжимного подшипника или вилки выключения сцепления Повреждена диафрагменная пружина нажимного диска сцепления Неполное выключение сцепления (сцепление ведет)
Слишком высокий уровень жидкости в гидравлической системе сцепления Заедание ведомого диска сцепления на шлицах первичного вала
Коробление диска сцепления Неправильно собран узел нажимного диска Изношен или неправильно собран механизм выключения сцепления
Неполное включение сцепления (сцепление буксует)
Износ накладок диска сцепления ниже допустимого предела
Загрязнение накладок диска сцепления маслом или смазочным материалом Неисправен нажимной диск или ослабла диафрагменная пружина
Рывки при работе сцепления Износ накладок диска сцепления ниже допустимого предела
Загрязнение накладок диска сцепления маслом или смазочным материалом Деформирован нажимной диск или диафрагменная пружина
Ослаблены крепления коробки передач к двигателю
Изношена ступица диска сцепления или шлицы входного вала коробки передач Шум при нажатии или отпускании педали сцепления
Изношен выжимной подшипник Изношены или отсутствует смазка на втулках педали сцепления
Неисправен узел нажимного диска Повреждение диафрагменной пружины нажимного диска
Повреждение демпфирующих пружин в диске сцепления